Мечтаете превратить свою компанию в устойчивый и процветающий Бизнес?
Сейчас лучшее время, чтобы начать!
Будем откровенны, мы живем в очень непростое время!
Конечно, бывали времена и похуже, но нам-то от этого не легче. Внешнеполитическая обстановка, экономический кризис и непрогнозируемое будущее не добавляют оптимизма.
Именно поэтому сегодня - лучшее время для реформирования системы управления в вашей компании. Когда, как не в кризис, изменения так жизненно необходимы? В хорошие времена мы расслаблены, неповоротливы и спокойны, у нас нет стимула меняться, ведь всё и так хорошо. Когда, как не в кризис, люди больше всего открыты для реформирования? Именно сейчас ваши сотрудники не меньше вас понимают, что разорение фирмы — это потеря их денег и места работы. И, наконец, самый главный секрет: сейчас все находятся в кризисе!
Очевидно, что выживут только наиболее эффективные компании. А когда дела наладятся, именно они займут свободные доли рынка, которые останутся от их разорившихся конкурентов. Следовательно, повышая эффективность системы управления, вы не только сохраните ваш бизнес в целости сегодня, но и заложите крепкий фундамент для вашего процветания завтра!
Какими болезнями чаще всего страдают системы управления? Почему следует внимательно присматриваться к внешним консультантам? Как кардинально улучшить управление производством, логистикой, наукой, продажами, инвестициями, персоналом и финансами? Ответы на эти и другие вопросы Вы сможете узнать из материалов, опубликованных на нашем сайте.
Как повысить эффективность системы управления в собственной компании?
Основной целью существования Olymp Business Consulting является построение эффективных систем управления. Казалось бы, что при таком гигантском количестве людей, имеющих степень MBA, многолетний опыт работы менеджером или просто закончивших отечественные и зарубежные вузы по специальности «менеджмент», данная тема настолько хорошо изучена, что и говорить о ней нечего. Но реальный практический опыт показывает, что это не так.
Очень многие управленцы не имеют ясного представления о системах управления. Но и это полбеды, гораздо хуже, что ни один управленец никогда не признается в собственном невежестве. Напротив, любой наемный менеджер сообщит вам, что он всё знает, всё умеет и единственная ваша задача, как собственника бизнеса или генерального директора компании — «не вмешиваться в его дела». Гораздо справедливее, на его взгляд, оценивать деятельность менеджера по истечении года и только тогда принимать решение об его поощрении или наказании, вплоть (здесь менеджеры, обычно, многозначительно поднимают указательный палец) до увольнения. И всё при этом подходе было бы хорошо, если бы отсутствовала вероятность того, что в период между наймом такого «титана управления» до его провала вы вполне можете потерять собственную компанию. Именно поэтому задача построения систем управления никогда не может быть делегирована кому-либо, это всегда прерогатива собственника бизнеса и генерального директора компании. Причем имеется в виду не только система управления бизнесом, но и система управления продажами, производством, логистикой и пр. Чем быстрее вы смиритесь с тем, что это только ваша обязанность, и чем быстрее разберетесь с методологией повышения эффективности систем управления, тем быстрее получите от этого положительный эффект.
Что такое система управления?
Итак, начнем разбираться. Мы рекомендуем вам начать с просьбы, обращенной к вашим менеджерам – описать систему управления, действующую в вашей организации. В большинстве случаев все начинают рисовать организационную структуру и объяснять, кто в ней руководитель, а кто подчиненный. Вполне вероятно, что вы получите несколько рекомендаций по реформированию уже имеющейся структуры. Мы проводили этот эксперимент множество раз и, к сожалению, нам ни разу не описали собственно систему управления. Всё это с очень высокой степенью вероятности приведет вас к очень важному выводу: никто в вашей организации не имеет представления о том, что такое система управления компанией, насколько она эффективна и как повысить ее эффективность. Сразу оговоримся, в России есть люди, которые хорошо разбираются в этом вопросе, и если вы являетесь одним из них или они есть в штате вашей компании, то мы можем только искренне порадоваться за вас. Кроме того, подчеркнем, что все
необходимые компетенции для этого вполне можно приобрести и целью своего существования мы считаем оказание эффективной помощи на этом пути.
Теперь было бы справедливо дать наш ответ на заданный вопрос. Как бы мы описали систему управления, будучи вашими наемными менеджерами? Мы бы начали с дробления всей деятельности вашей компании на три большие группы процессов:
-
Основные процессы
-
Вспомогательные процессы
-
Процессы управления
Чем отличаются эти три группы? Первая из них является совокупностью технологий, направленных на деятельность, создающую добавленную ценность для ваших клиентов. К таким технологиям относятся закупка сырья, производство продукции, приемка и отгрузка, доставка, продажи, гарантийное и послегарантийное обслуживание и пр.
Новости и публикации
О системе управления персоналом и ее роли в общей системе управления компанией
При подготовке данной статьи мы обобщили собственный опыт, опыт наиболее известных HR-специалистов, и попытались в сжатом виде описать, что же такое система управления персоналом компании, и какова ее роль в общей системе управления бизнесом.
Повышаем эффективность производства с помощью создания технологии
С чего начать повышение эффективности производства? Задавались ли вы этим вопросом? Если ваш бизнес растет, если конкуренция на рынках сбыта возрастает или вы, просто, хотите зарабатывать больше на уже имеющихся производственных мощностях, то ответом, скорее всего, будет «да».
Если бы мы жили в идеальном неизменном мире, имели идеальную технологию и от рождения обученный персонал, то фирма вполне обошлась бы только этим видом процессов. Однако мы живем в реальном мире, где оборудование изнашивается, люди увольняются, болеют и уходят в отпуск, где есть множество заинтересованных сторон: государство, сотрудники, собственники и пр. Соответственно, чтобы все эти проблемы не могли помешать приносить добавленную ценность, существуют вспомогательные процессы. К ним относятся обслуживание оборудования, управление финансами, бухгалтерия, управление персоналом и пр.
Но, прежде чем система основных и вспомогательных процессов заработает с максимальной отдачей, ее необходимо для начала правильно выстроить. Кроме того, реальный мир склонен к изменениям, следовательно, должны меняться и процессы. Вот для этого и существуют процессы управления.
Задайтесь вопросом: когда вам реально нужны менеджеры? Нужны ли вам они, когда текущая деятельность правильно настроена и протекает без сбоев? Если ответ положительный, то это очень плохой признак. Это значит, что ваши менеджеры не организовали процессы, которыми руководят. Кроме того, необходимость постоянного присутствия руководителя делает его незаменимым, что, конечно, чрезвычайно выгодно ему, но абсолютно не выгодно вам, так как его просто некем будет заменить, в случае возникновения такой необходимости. В действительности менеджер в процессе требуется только в следующих случаях:
-
при необходимости стратегического планирования и изменения процесса;
-
при отсутствии стандартизированного метода исполнения процесса;
-
при проведении аудита и мониторинга процесса;
-
при возникновении критического и (или) не описанного сбоя процесса;
-
при поиске путей совершенствования процесса и их реализации.
Немного утрированная, но, тем не менее, хорошо иллюстрирующая данный подход фраза: «Менеджер весь год может отдыхать на Канарах, если его процессы всё это время работают эффективно и без сбоев». Эти задачи и решаются с помощью процессов управления.
Таким образом, описание действующей системы управления – это описание взаимосвязей и взаимодействия между основными, вспомогательными процессами и процессами управления. В этом случае роль организационной структуры сводится к схеме-инструкции, описывающей, к кому необходимо обращаться в случае возникновения проблем, которые не могут быть разрешены на более низком уровне корпоративной иерархии. Благодаря этому ваша организационная структура вскоре существенно сократится за счет удаления выявленных лишних звеньев. Именно поэтому многие компании, являющиеся мировыми лидерами, гордятся горизонтальной структурой управления.
Критерием эффективности системы управления, при этом, является соотношение того, насколько она способствует достижению миссии, видению стратегических и оперативных целей, стоящих перед организацией, к количеству затрачиваемых ресурсов.
Следовательно, в нашем понимании системой управления является комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих основных, вспомогательных и управленческих процессов, направленный на эффективное достижение целей, стоящих перед компанией.
Имеется ли в вашей компании система управления? Безусловно, да. Иначе бы компания просто не существовала. А вот насколько она эффективна – совсем другой вопрос. Содействие повышению этой эффективности, как уже было сказано выше, и есть основная причина создания Olymp Business Consulting. Своей деятельностью мы помогаем вашим менеджерам правильно выстроить основные и вспомогательные процессы. Более того, мы помогаем вам выстроить не просто эффективную систему управления, но систему управления, которая способна постоянно развиваться уже после окончания работ.
С чего лучше всего начать?
На наш взгляд, существует пять критических областей, которые обычно находятся в запущенном состоянии и совершенствование которых гарантированно дает существенные результаты уже в первый год. Ниже вкратце описаны основные проблемы этих областей, с которыми чаще всего сталкивается собственник бизнеса и генеральный директор компании, и некоторые способы их разрешения. Итак, давайте перечислим эти пять областей:
-
Управление производством и внутренней логистикой. Относится к основным процессам. Совершенствование начинают обычно с этих процессов, поскольку оно проходит более легко и безболезненно. Потенциальный вред, который могут нанести эти процессы, максимально чувствуется только на рынках с высокой конкуренцией и низкой маржой к сырью.
-
Управление закупками, продажами, маркетингом. Относится к основным процессам. Часто эти процессы считаются «самыми главными», поскольку приносят или тратят основные объемы денег. Насчет «самых главных» можно поспорить, а вот по размеру потенциального вреда они точно впереди всех. Еще одной их особенностью является тесная связь с внешним миром, из-за чего эти процессы сложно контролировать.
-
Управление проектной деятельностью: инвестиции, наука, запуск нового продукта. Относится как к основным (наука, запуск нового продукта), так и к вспомогательным (инвестиции) процессам. Отличается уникальностью каждого проекта, чем часто пытаются воспользоваться менеджеры. Они также могут нанести крайне серьезный вред фирме, если осуществляются неэффективно.
-
Управление персоналом: подбор, развитие и мотивация. Относится к вспомогательным процессам. Выражение «Кадры решают всё» актуально и в наше время. Правильный отбор и развитие персонала позволит вам накопить потенциал для повышения эффективности основных процессов, а мотивация – реализовать его.
-
Управление финансами: ценообразование и управленческий учет. Относится к вспомогательным процессам. Неправильное ценообразование может привести к колоссальным убыткам, а неправильный управленческий учет даже не позволит это вовремя обнаружить.
Прежде чем вы перейдете к детальному изучению информации, размещенной на нашем сайте, позвольте сразу ответить на вопрос, который нам часто задают наши клиенты.
Нас часто спрашивают, почему мы делаем акцент на стандартизации процессов (обычно мы называем этот процесс технологизацией)? Потому, что только стандартизацией вы сможете добиться необходимой стабилизации процессов. Без стандартизации невозможно контролировать правильность исполнения процесса и обеспечивать эффективное обучение работников, а это является первым шагом к повышению эффективности системы управления. Стандарт на процесс является базой для постоянного улучшения. Поэтому, стандартизация «красной нитью» проходит через все наши рекомендации. Без этого вся деятельность по повышению эффективности, в лучшем случае, принесет лишь краткосрочный эффект, а в худшем – разочарование и стойкий иммунитет против любых попыток улучшения деятельности. Подробности читайте в нашей статье: «С чего начать повышение эффективности производства».
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Вадим УКОЛОВ
основатель и руководитель
OLYMP BUSINESS CONSULTING
